Время работы: Пн-Сб: 10-20, Вс: 10-19
Пока пуста

Выбор велосипеда: стили езды - что, для чего, и почем.

Здравствуй мой дорогой друг или подруга. Сегодня я расскажу тебе сказку, которая, быть может, станет реальной, при наличии желания и эNNого количества денег из кармана твоих родителей или шефа. Казалось бы, что может быть проще, выбрал стиль и выбрал байк! Конечно, я мог бы свести свою статью к банальному описанию стилей катания и предназначенных для этого байков, но я уверен, что вы отбили все пальчики об клавиатуру в поисках правды в яндексе и совсем уже запутались. Поэтому я решил капнуть чуть глубже. В этой статье я расскажу о множестве факторов, которые вам нужно будет учитывать, при выборе байка, а так же помогу подобрать стиль катания исходя из ваших возможностей и желаний.

Самый волнующий вас вопрос, это вопрос цены. Сколько потратить на будущее увлечение решать вам, однако, если вы планируете потратить не более 200$, то смысла читать вам мою статью нет, потому что и смысла в вашей покупке тоже не будет. Да, такова суровая правда жизни, что если будущий 2х колесный друг будет для вас не просто средством передвижения по парку в выходные, то придется смириться с мыслью, что хороший горный велосипед стоит много денег, как минимум 500$. В эту сумму я включаю так же экипировку и некоторый инструмент. Да и то, выше названная цифра не является догмой для всех стилей катания, у каждого направления горного велосипеда своя цена входного билета. В идеале нужно рассчитывать на 1000$. Главное запомнить, что чем дороже вы купите велосипед, тем лучше у него будет класс навесного оборудования и тем меньше у вас будет с ним проблем, в лице восьмерок на колесах, откручивающихся шатунов и неработающих скоростей.

Второй вопрос, это собирать байк самому или же купить готовый? Для всех новичков я советую купить готовый велосипед. Во-первых это дешевле, потому что производителям компоненты достаются дешевле, нежели вам. Во-вторых, не придется ломать свою неотягощенную знаниями о железках голову. Самосбор имеет смысл лишь в том случае, если вы четко знаете, что хотите от байка.

Хардтэил (hardtail) или двуподвес (full suspension)? Однозначно, если бюджет ограничен скромной 1000$, то лучше выбрать хардтэил. Дело в том, что дешевые двуподвесочные рамы имеют слабую сопротивляемость такому неприятному явлению как раскачка (потеря части энергии при педалировании). Даже если вы и найдете двуподвес в данном сегменте рынка, то он будет оснащен более низким классом навески, по сравнению с хардтэйлом. В будущем вы всегда сможете поменять раму на двуподвесочную. Перейдем теперь непосредственно к стилям.

CrossCountry

XC.jpg

 Раньше кросскантри (CrossCountry, XC) был отправной точкой для всех велосипедистов. И если вы читали статьи других авторов, то наверняка заметили , что они все начинают с описания именно КК. Но сейчас времена изменились и кросскантри тоже. По прошествии времени этот стиль разбился на множество других стилей, которые со временем стали полностью самостоятельными (их все я опишу ниже). На данный момент кросскантри - это прежде всего спорт! Да еще и олимпийский вид! Т.е. выбирая кросскантри, вы должны полностью отдать себя спорту, со всеми вытекающими. Вам придется соблюдать диету, выстроить график тренировок, купить еще и шоссейный велосипед, брить ноги и носить облегающее трико. И если вас все это не испугало, то вы либо садомазохист, либо будущий чемпион! В любом случае, это единственный, пока, стиль катания в котором есть перспективы спортивного роста. Сам байк для кросскантри это произведение искусства. Главная задача инженеров – сделать велосипед как можно более легким. При этом комфорт уходит на второй план, на первом плане максимальная производительность Вес аппаратов для КК составляет 9-11 кг. Отличительными особенностями байков будет большая ростовка (19-21 дюйм), минимальный ход подвесок (80-110 мм), наличие 24-27 скоростей, контактные педали. Примеры: GT Avalance, Jamis Durango, Exile. Цена входного билета за велосипед составляет 300$ за хардтэил и 700$ за 2х подвес. Эндуро (Enduro). Как я писал выше, этот стиль произошел от кросскантри. Он то, наверное, и является на сегодняшний день самым распространенным. Его еще называют КК для ленивых :) По-сути это тот же самый кантри, только без спортивной составляющей и с менее спортивной, читай более комфортной, посадкой. Здесь люди катаются для себя, в свое удовольствие, где-нибудь в лесу, наслаждаясь красотой природы весь день на пролет. В эндуро используются схожие с КК байки, но только с более длинным ходом подвесок (110-130 мм) и чуть большим весом (11-14 кг). Такой отступ сделан в сторону большей прочности, потому что в эндуро предполагаются более серьезные нагрузки на велосипед, в том числе и небольшие прыжки. Цена входного билета практически одинакова.

Алл-Маунтин (All-Mountain)

allmountain.jpg

allmountain2.jpg

В мире маунтинбайка это направление появилось сравнительно недавно. Своего рода золотая середина, между безумным экстримом и лошадиной работой. Данный стиль предполагает достаточно экстремальное катание с сочетанием эндуро. Ваш байк должен быть крепок, чтобы выдержать спуск с горы, парочку метровых дропов, а так же серию из небольших трамплинов. Но при этом не должны сильно страдать его ходовые качества, потому что перед тем, как спуститься с горы, вам надо на нее еще подняться. Байки для алл-маунтина самые универсальные, ход подвесок составляет от 150 до 170, вес от 13 до 17 кг, но за универсальность надо платить, ведь сочетать легкость эндуро байков и крепость даунхильных дело очень не простое! За байк универсал придется выложить от 700$. (Пример Norco Six, Fluid, , Jamis Dakar, GT Ruckus ) P.S. в этом стиле есть два направления. Алл-Маунтин Фрирайд и Алл-Маунтин КроссКантри. Первый подразумевает больше спусков и прыжков, т.е. байк делается более прочным в ущерб ходовым качествам. Второй наоборот, ориентирован больше на подъем в гору, нежели на спуск, т.е. ближе к эндуро.

Фрирайд (Freeride)

freeride.jpg

freeride2.jpg

Дикие песчаные дропы, нор шор (north shore), и большие бигэйры – все эти препятствия являются элементами черных трасс (Black Diamond), которые в свою очередь характеризуют фрирайд. В Москве очень много мест, где можно встретить все эти элементы. Байки для экстремального фрирайда имеют самые длинные хода подвесок (170-200 мм), чтобы проглатывать серьезные темы. Большой вес, 18-21 кг, чтобы ваш байк не развалился на большом гэпе. При создании этих байков инженеры ориентируются на максимальную прочность велосипеда, в ущерб его ходовым качествам. Стоимость таких велосипедов достаточно высока. За хардтэил заплатите минимум 700$ (Norco BigFoot), а за двуподвес от 1500$ (Norco Atomik, Shore, A-Line).

Даунхилл (Downhill)

downhill.jpg

downhill2.jpg

Дааааааааааа, в начале 21 века у нас в России эта была самая желанная дисциплина для всех любителей горного велосипеда. Позволить ее себе могли лишь единицы, потому что стоимость специализированных аппаратов составляла, как минимум $5000. Сейчас все изменилось. Байк для любительского ДХ вам обойдется в 2000$ (Norco A-Line, Jamis Diablo). Велосипеды для даунхилла делаются максимально прочными и легкими, их вес составляет 17-19 кг. Ход подвесок самый максимальный – 200 мм по сторонам. Он предназначен лишь для одной цели – ехать вниз, а про передвижение на плоскости и думать забудь! Это просто невозможно =) Но я отвлекся. Так что же представляет из себя настоящий даунхилл? Вы думаете, что это опять гонки, но только с горки, своеобразная мечта лентяя… На горку тебя везет подъемник, а вниз ты такой красивый весь в защите и в фуллфэйсе едешь накатом и даже не крутишь педали. Ты заблуждаешься друг мой. Даунхилл эта жесткая жесть и очень дорогущая штука! Во-первых, даунхилл может быть только в настоящих горах! Самые крутые и высокие горки Москвы покажутся тебе просто холмиками и насыпными куличиками, когда ты спустишься с гор на грешную землю. Пусть тебя не смущает время заезда в 5-10 минут. Уверяю, что эти пять минут покажутся тебе вечностью, потому что трассы эти изобилуют большими прыжками, острыми, как бритва камнями, резкими и крутыми поворотами. Скорость на этих трассах легко может перевалить за 50 кмч. Я уверен, что ты даже не доедешь до середины спуска, потому что упадешь от боли в руках, забившихся от постоянного торможения! Так что если будешь выбирать ДХ, то сразу задумайся о втором байке, если ты живешь в Москве или в любом другом плоском месте, а так же спортивном зале, чтобы держать себя в форме.

ФоКросс (4x). -


Чисто рейсинговая дисциплина, эволюционировавшая из дуал-слалома. В заезде участвуют четыре спортсмена, два из которых проходят в следующий раунд соревнований. Байк для 4х должен быть максимально легким (10-13 кг), т.к. заезд выигрывают во время старта, потому что догнать соперника после старта уже практически невозможно. Стоимость специализированных байков начинается от 1000$. Кстати, многие профессиональные гонщики по даунхиллу участвуют в 4х гонках, и наоборот.

Триал (Trial)

Очень красивый и очень трудный вид велосипедного спорта. Чтобы научится лишь азам триала, может потребоваться не один год, а на оттачивание мастерства и того больше. Трассой для триала может быть что угодно: городской ландшафт с его лестницами, бордюрами и парапетами, либо лесной массив с поваленными деревьями или каменными секциями, а проходить ее ты сможешь как угодно. Триал в городских джунглях называется урбаном, а на природе – классикой. Все ограничивается вашей фантазией! Главное в триале – это умение держать равновесие! Конечно же и в этом виде маунтинбайка без соревнований никуда! Соревнования по триалу проходят на время, при этом за касание земли ногой или препятствия тебе начисляют штрафные баллы. Побеждает тот, у кого меньше время и меньше штрафных баллов. Второй вид – speed trial. На параллельной трассе одновременно стартуют два участника, побеждает тот, кто первыми пересечет финиш. Штрафные баллы отсутствуют. При всем выше описанном у триала есть один недостаток – полное отсутствие передвижения. Триальный велосипед в прямом смысле неспособен передвигаться! Если вы хотите заняться триалом, удостоверьтесь в наличии собственного авто или метро. Начальная цена байка составит 300$ Различают два вида байков: мод (байк на 20’ колесах. Пример: Onza T-Pro) и сток (на 26 и 24 колесах. Пример: Onza Woodstock, Stark Trial Team). На этих байках напрочь отсутствует седло, скорости и подвески. Велосипед делается максимально легким (9-12 кг) и очень прочным. Особенно прочным делают, простите, зад велосипеда, а перед напротив, облегчают.

Дерт Джампинг (Dirt Jumping)

У нас в Москве это очень распространенный стиль, потому что места для катания нужно не много, а трюки, которые можно выполнять на дертах, смотрятся очень эффектно. Байки для дерта стоят не дорого, самый дорогой вариант обойдется в 1500$, а дешевый в 500$. Ход подвесок составляет 110-130 мм, а может и вовсе отсутствовать. От прочих их отличает низкая ростовка рамы. Для прыжков на дертах в основном используются очень прочные хардтэйлы, сделанные из стали. Соревнования по дерту проводятся в виде джэм сессии, когда спортсмены один за другим демонстрируют свой уровень катания, при этом их ограничивает лишь общее время либо количество попыток. Оценивают прыжки судьи, как правило, ими могут быть сами же райдеры. Стрит (street riding) В 2005 году Россия пережила настоящую стрит революцию! Как вы наверное догадались, свое название он взял из-за того, что основной средой катания для байкеров является весь город. Байки могут быть самыми разнообразными, ведь стрит культура ничем не ограничена, кроме вашей фантазии. Это может быть техничный вид, где многие трюки связаны с вращениями и скольжениями. Это может быть более жесткий стрит, где надо прыгать большие лестницы. Это может быть и катание в скейт-парках. Велосипед делается очень прочным, почти похожим на BMX. Стальная рама, стальные шатуны, рули и т.д. , только на 26 (иногда 24) дюймовых колесах. У байка могут отсутствовать передняя вилка (может стоять мягкая и прочная на 110-130 мм), переключатели и тормоза. Все это делается для того, чтобы легче было делать трюки, связанные с вращениями.

Слоупстаил (SlopeStyle)

Этот стиль катания придумали совсем недавно. На западе первые соревнования по слоупстайлу прошли в 2004 году. Они сразу же захватили сердца многих маунтинбайкеров. Что же представляет из себя, нынче модный, слоупстайл? Да в принципе все, чем богат горный велосипед. Спортсмен должен быть максимально универсальным, т.е. обладать навыками дертджампера, стритера и фрирайдера. Трасса для слоупстайла располагается на склоне холма, на котором размещены всевозможные элементы, такие как нор шор, дерты, гэпы, а так же различные стритовые препятствия. Райдер сам вправе выбирать на какое препятствие ему ехать. Судьями оценивается стиль, сложность выбранных элементов и техника. Байк для слоупстайла может быть разный, на байке не будет ярлыка с надписью “for slopestyle”, все зависит от самого райдера и от того курса, который он выбрал. Но обобщить можно – это прочный 2х подвес с ходами по 150 мм, обязательно однокоронкой и пропущенной через шток гидролинией.

Ну вот пожалуй и все! Ну что, окончательно запутались и не знаете что выбрать? Есть выход и в вашем случае. Многие дисциплины можно сочетать на первых этапах. Ведь в начале 90х все спортсмены выступали на одинаковых байках, незначительно отличающихся друг от друга. Самым универсальным байком будет хардтэил. На хардтэйле 14-15 ростовки с вилкой 130 мм можно сочетать такие стили, как дертджампинг, стрит, 4х. Поставьте туда вилку с ходом в 150 мм, прочнее навеску и у вас будет байк для фрирайда и московского даунхилла. Увеличьте ростовку до 16-17 и у вас будет байк для эндуро и алл-маунтина. Главное начать. Найти по-настоящему свой стиль катания с первого раза не удастся, но по мере проб и ошибок вы придете к тому стилю, который подходит для вас больше чем все остальные. Ну и в заключении хочу сказать о рациональном зерне. При выборе стиля руководствуйтесь лишь здравым смыслом. Ведь нет смысла бредить даунхиллом в плоской Москве, или стритом, в горах. Трезво оценивайте свои силы и возможности. Никогда не идите на поводу у своих эмоций. P.S. ОБЯЗАТЕЛЬНО (прочтите это 10 раз), в каком бы стиле вы не катались, включите в бюджет защиту и необходимый инструмент для быстрого ремонта велосипеда. Вам не удастся избежать встреч с матушкой землей или дядюшкой асфальтом (прочтите это 20 раз). В список обязательного инструмента входит: - Набор шестигранников (с 8 до 1.5 ) - Запасная камера - Монтажки - Насос В список обязательной защиты входит: - Шлем (все стили катания) - Перчатки (все стили катания) - Наколенники (не относится к кросскантри и эндуро) - Полный панцирь (даунхилл, 4х, фрирайд) Увидимся на трассе! Автор статьи Георгий “GR” Романов.

« Вернуться к списку статей